Новая статья
Гита

Мантра Йога - Бхагават Гита.

Здесь и в последующих публикациях я постараюсь поделиться с вами своим личным опытом, надеюсь это поможет тем кто ищет себя и ответы на самые важные вопросы. В Бхагават Гите Шри Крышна говорит что ищущий познания в Йоге превосходит ведические обряды, аскезу и благотворительность. 10 лет назад не понимая сам зачем, подчиняясь одной лишь интуиции я купил в Ришикеше аудио записи Бхагават Гиты на санскрите. Готовя статью нашёл для вас немного в другом исполнении, но та же школа, красивое исполнение, а главное чистые звуки и соблюдена традиция интонации:

  • Шримад Бхагават Гита. Санскрит.

  • Замечу, что самый чистый санскрит в школах Майсора и Коимбатора, так говорят сами пандиты. Что с этим делать я тогда не понимал, поэтому начал ставить аудио записи Бхагават Гиты на санскрите в то время, когда практиковал шавасану. По скольку я веду вас той самой дорогой, что прошёл сам, рассказываю всё подробно и с самого начала. Через несколько месяцев такой вот практики начал приходить опыт, я стал различать отдельные звуки и слова, появился интерес к чтению и изучению Гиты. Иногда засыпал, иногда уносило в изменёнку, иногда ограничивался 1-2 главами, иногда слушал все 4 часа. Через год записал в тетрадку латинскую транслитерацию
  • Бхагават гита транслитерация с санскрита на латиницу

  • Начал повторять первую главу вместе с аудио записями, в шавасану уже не ложился. Через 3 года выучил первую главу наизусть не понимая в то время ни слова, через шесть лет накопилось достаточно опыта, так что почувствовал необходимость сделать стихотворный перевод:
  • Бхагават Гита. Первая глава. Стихотворный перевод Сергея Граблевского

  • В последующих публикациях я буду часто ссылаться на Бхагават Гиту как эталон мудрости и авторитет философии и практики в Йоге. Для осмысления текста очень советую перевод с комментариями Гуруджи Шайлендра Шарма. Этот перевод и комментарии сделаны специально для тех кто практикует Йогу:
  • Бхагават гита с комментариями Гуруджи Шайлендра Шарма
  • Декларация Бхагават Гиты начинается квотацией "Асья Шримад Бхагават Гита Мала Маха Мантрасья" - здесь слушайте Святую Господа Песнь Малу(ожерелье) Маха(самых великих) Мантр. Итак, каждое слово Бхагават гиты это маха мантра - невозможно переоценить ценность и чудодейственную силу шлок Бхагават гиты. Все ответы на самые важные вопросы содержатся в Гите, но кроме философского, религиозного и йогического аспекта есть в Гите грани эмоциональные и трансцедентальные. Ощутить эти грани можно только практикуя Шри Гиту так, как практикуют мантры и я настоятельно советую всем кто ищет познания в Йоге начать практику Гиты чем быстрее - тем лучше. Существует много авторитетных и не очень переводов и комментариев к Гите, со временем все это добавит знания в вашу копилку мудрости, однако на первых порах посоветую читать Гиту без коментариев и слушать звучание на санскрите. Это позволит сформировать собственное мнение и получить личный опыт. Книги, люди, звуки и слова обладают собственной харизмой и магией, иногда читая хорошо написанную книгу невольно увлекаешься и незаметно начинаешь играть в чужую игру. На вершину поднимаются лишь те, кто играет в свою игру, остальные топчут чужие тропы у подножья. Значению и воздействию Бхагават гиты на ум, карму и жизнь человека посвящённые главы пуран называемые Гита махатмьям - прославление Гиты. Например в Вараха пуране рассказывается о каждой главе и к каким результатам приведёт практика этой главы. Наиболее эффективным методом изучения Бхагават гиты является каждодневное повторение как минимум одной главы. Говоря о практике Шри Гиты на санскрите хочу подчеркнуть, что на начальном этапе не важно понимаете вы значения слов или нет, сами комбинации звуков будут включать области мозга и подсознания. В санскрите все буквы можно разделить по позициям языка, таких позиций всего пять и в каждом случае происходит стимуляция определённых точек во рту и связанных с ними отделов головного мозга. Повторяя шлоки за поставленным голосом и правильным произношением невольно начинаешь произносить правильные звуки, интонация нараспев помогает добиться чистоты и силы вибрации.

    Не реально разобраться в вопросах духовности и традиции Йога без кропотливого изучения Йога Шастры - Бхагават Гита. Йога это целая комплексная система и работает только как комплекс, стоит исключить один элемент и результат становится непредсказуемым.

    В традиции Санатана Дхарма существуют техники практики Мантра и сегодня на примере Бхагават Гиты мы разберём начальный уровень ниясы - дхьянам, караньясаха и хрыдаядиньясаха. Использование техник может увеличить эффективность и вывести практику на качественно иной уровень. Предположим мы повторили сегодня 10 кругов по 108 раз Мантру и добились определённого результата, завтра, что бы получить тот же результат нужно будет опять повторить 10 кругов, однако используя метод ниясы мы начнём сегодня с того места, где закончили вчера. Кроме этого методы настройки помогают гармонично входить и выходить из практики. Из личного опыта замечу, когда я начал практиковать 1-ю главу без ниясы через какое-то время обнаружил, что впадаю в отчаяние несмотря на то, что всё в жизни было в порядке, а ведь первая глава так и называется "отчаяние Арджуны. Тогда дополнил практику традиционными методами вступления и выхода, в конце практики Гита дхьянам(прославление Гиты) и сразу всё встало на свои места.
    Итак, начинаем практику: снанам(омовение) асанам(уселись), Омкара(3 раза Ом):

  • Гита ниясам

  • 1. Почтить мантрой того Бога кто стоит за мантрой "Ом намо Бхагавате Васудевая!".
    2. Атха(внимание) асья(здесь) Шримад Бхагават Гита Мала Маха Мантрасья. Декларация какая Мантра практикуется, например для "Ом намах Щивая" Атха асья Шива панчакшари Мантрасья.
    3. Бхагаван Веда Вьяса рышихи - обозначение риши мантры, в нашем случае Веда Вьяса.
    4. Ануштуп чхандаха - стихотворный размер ануштуп.
    5. Шри Крышна параматма Девата - Шри Крышна главный Девата.
    6. "Ашочьяствам вашочаствам прагнявадамасчабхащасе" ити биджам - биджа Мантра как фамилия, указывает на источник, без декларации биджы нельзя призвать Мантру.
    7. "Сарвадхарман паритьяджамамекам шаранам враджа" ити шактихи - Шакти Мантры, без декларации Шакти в Мантре не будет энергии.
    8. "Ахан тва сарвапапебьхьё мокша эшьями ма щуча" ити килякам - киляка(шпилька), без декларации киляки Мантра влетит в одно ухо и вылетит из другого.
    9. Шри Крышна прасада сидхьярте Бхагават Гита параяна винийогаха - винийог(цель с которой делается практика) в нашем случае получить милость(прасад) от Шри Крышны. Метод практики - параяна.
    10. Атха караньясаха - внимание караньясаха(метод зарядки пальцев Мантрами:
    "Наинам чхиндати шастрани найнам дахати павака итьянгушта бхьям намаха" - большие пальцы рук.
    "На чейнам кледаиентьяпо на шошаяти марута ити тарджанибхьм намаха" - указательные пальцы рук.
    "Ачьедхьо ямадахьо ямакледхьо шошьяэвача ити мадхьямабхьям намаха" - средние пальцы рук.
    "Нитья сарвагатастану ачалоям санатана итьянамика бхьм намаха" - безымянные.
    "Пащьямепартха рупани шаташотхья сахасраша ити каништика бхьм намаха" - мизинцы.
    "Нана видханидувьяни нанаварна крытини караталакарапрыштха бхьям намаха" - ладони рук и тыльная сторона ладоней.
    Все эти Мантры являются частью Гиты и несут на себе смысловую и мистическую нагрузку составляя скелет - основу всей Гиты. 11. Атха хрыдаядиньясаха - теперь тем же набором Мантр заряжаем разные части тела.
    "Наинам чхиндати шастрани найнам дахати павака ити хрыдаяя намаха" - сердце.
    "На чейнам кледаиентьяпо на шошаяти марута ити ширасе сваха" - макушка.
    "Ачьедхьо ямадахьо ямакледхьо шошьяэвача ити шикхая вашат" - шикха, лунный центр на затылке.
    "Нитья сарвагатастану ачалоям санатана ити кавачая хум" - надеваем броню из Мантры на плечи.
    "Пащьямепартха рупани шаташотхья сахасраша ити нетратраяя ващат" - три глаза, два физических и третий мистический.
    "Нана видханидувьяни нанаварна крытини ча ити астрая пхат" - 3 хлопка в ладоши.
    "Бхур бхувах суваром ити бандхаха" - бандха, замок.
    Существуют более глубокие и соответственно сложные методы и в дальнейшем на примере знаменитого гимна Рудрам мы их разберём. Вообще говоря древние тексты утверждают, что бы нияса начала работать надо сидеть 18 дней повторяя Мантру на один палец, 18 дней на второй и так далее, так что бы добиться эффекта от Мантры как это описано в Пуранах надо сначала проделать титаническую работу. Замечу, что всё начинает работать практически сразу, а результат будет зависеть от регулярности и целеустремления. Во время ниясы используются мудры и пассы, тема отдельной статьи, если честно я знакомлю вас с информацией, но для эффективной практики надо что бы кто-то показал и дал затравку, практиковать по книгам не реально, так как всегда какой-то из ключевых моментов остаётся за кадром.
    12.Дхьянам - набор Мантр иногда шлок, который настраивает на предстоящую практику Мантры, в случае с Бхагават Гитой мы используем Гита дхьнам:
  • Гита Дхьянам

  • "Партхая пратибодхитам Бхагавата.....
    .....
    Девая тасмаи намаха"
    А-ГА!! Теперь мы готовы к практике Бхагават Гиты и можем начать декларацию текста. По окончанию читается Гита махатмьям но уже с другим расширенным набором шлок, это позволяет мягко выйти из Вселенной Бхагават Гита и вернутся к привычной жизни.
  • Гита Махатмьям

  • Так вот, сходные методы применяются для практики Мантра и для каждой Мантры нияса, дхьянам и т.д. будут свои, но схема примерно та же.

    Ом намо Бхагавате Васудевая!

    Статьи по теме Мантра Йога:
    Введение в Мантра Йогу
    Мантра Ом. Занятие № 1
    Омкар пранаяма
    Продолжение следует...