Статья
Шивлинга Ганготри

Мантра Йога - Омкар пранаяма.

Йога - это всеобъемлющая система, которая работает как система и каждый ингредиент играет свою роль. В этом смысле мантра йога как йога содержит все элементы и шаги так замечательно описанные Махариши Патанджали в классическом трактате "Йога сутры":

  • Йога сутры и Шива сутры с комментариями Гуруджи Шайлендра Шарма

  • 1. Итак, всё начинается с Ямы и Ниямы и мораль здесь не причем, чистый эмпирический опыт многих поколений йогов. Дело в том, что практики Йога многократно усиливают все процессы: потоки энергий, потоки мыслей и эмоций. К сожалению в современном обществе на уровне средств массовой информации культивируются вибрации жадности и страха и человек живущий в таких энергиях, потребляющий мясо, с телом зашлакованым токсинами города может усилить процессы собственного разрушения. В связи с этим практика Йога и Санскрит традиционно проводятся под надзором Гуру или Ачария (учитель) так, что бы на предварительном этапе скорректировать индивидуальные особенности. Настоятельно советую оценить собственную ситуацию и решить с чего начать в первую очередь. Возможно очистка тела и контроль эмоциональной сферы станут главными факторами на первом этапе, Гуруджи Шайлендра Шарма на вопрос с чего лучше начинать занятия Йогой сказал "Бхагават Гита и вегетерианство".
    2. Асанам - устойчивое положение тела не вызывающее дискомфорта. Сидячее положение тела со скрещенными ногами необходимо для практики Мантра Йога и если это проблема советую простую серию суставной гимнастики для бёдер, коленей и голени:

    Если уделять ежедневно 30-40 минут раскрытию бёдер, то через 12-24 месяца любой сможет сесть в одну из рекомендованных для практики Йога позиций: свастикасанападмасанасидхасана. Раскрытие бёдер также поможет раскрепостить эмоциональную сферу, так что напомню - каждый элемент имеет значение. Вторым важным фактором является здоровый подвижный позвоночник, практику Мантры всегда стоит проводить с прямой спиной вытягивая макушку в небо.
    3. Пранаяма. Сразу оговорюсь по терминам: дыхательные техники мы будем называть вьяямапранаяма работает с праной - жизненной силой, прана движется в след за мыслью, вслед за фокусом внимания и концентрации. Вдохи, выдохи и задержки усиливают эффект однако основой является именно концентрация внимания и звуковая формула Мантра играет в этом процессе ключевое значение. После практики первого занятия мы начали взаимотношения с мантрой Ом, и теперь настало время двинутся дальше. Представьте собственный позвоночник, внутри трубки позвоночника двигается фокус внимания и концентрации, перемещаясь от чакры к чакре и оставляя в каждой чакре семенную мантру "Ом". Из Муладхары(основание позвоночника) Ом, Свадхистана(основание лобковой кости) Ом, Манипура(пупок) Ом, Анахата(солнечное сплетение) Ом, Вишудхи(шея, атлант) Ом, Ажна(геометрический центр головы) Ом и таким же образом возвращаемся вниз Ажна(геометрический центр головы) Ом, Вишудхи(шея, атлант) Ом,,, Муладхара(основание позвоночника) Ом. 6 раз наверх и 6 раз вниз, итого 12 раз Ом на круг. Сахасрару мы не трогаем это отдельная тема под наблюдением Гуру. Секунда фиксации и начинаем следующий круг при этом стараемся фокус внимания держать под контролем не давая уму убегать по своим делам, а если это произошло берём ум за шкирку и возвращаем к процессу. 6 раз наверх и вниз составят 144 Мантры Ом или один полный круг, 12 кругов составят 1728 Ом или полная практика. Начните с одного круга 144 Ом добавляя круги соответственно времени и готовности, Мантра сама поведёт вас. Степень концентрации будет расти соразмерно регулярности практики и через несколько лет достигнет уровня необходимого для дхараны и дхьны. Для контроля количества кругов лучше использовать фаланги пальцев, а по окончанию практики хорошо потратить несколько минут сидя в тишине с закрытыми глазами оценивая эффект и впитывая впечатления.


    В предлагаемом вашему вниманию видео Омкар пранаяма дана в последовательности техник усиливающих эффект, по сути Омкар является кульминацией всей серии.

    В Йоге известно, что контролируя прану мы контролируем ум, останавливая движение праны мы останавливаем читта-вритти - флуктуации ума достигая таким образом состояния "Йога". 12х12х12=1728 кругов ментальной омкар пранаямы за практику могут привести к состоянию пратьяхара, 12х12х12х12=20736 дхарана и далее дхьяна. В след за фокусом внимания в позвоночнике начинает двигатся Прана и спинномозговая жидкость, таким образом происходит формирование чакр. Каждый может сформировать чакры однако этот процесс требует времени и регулярности иначе мы имеем дело с визуализацией и область применения таких визуализированных чакр ограниченна нашей фантазией.

    В Мантра Йоге существует три основных вида повторения Мантры - в голос, шёпотом и ментально. Ментальная форма самая мощная, однако посоветую проработать все три. Возможно в течении одной практики сделать один круг в голос, второй шёпотом и третий ментально, такой подход даст быстрые результаты, но нужно время на переваривание опыта. Многое в жизни начнёт меняться в процессе практики: расширится горизонт восприятия и мышления, в жизнь придут новые энергии и вибрации, потребуется время чтобы всё переварить и интегрировать. В процессе практики придут новые состояния ума, например пограничное между сном и реальностью, со временем выработается умение входить и выходить из таких состояний.

    Ом намах Щивая!

    Продолжение следует...